четверг, 4 февраля 2016 г.

Урок ОРКСЭ (ОПК) "Золотое правило этики"



Урок 13.    Золотое правило этики.
 Цель урока. Создать условия для усвоения понятия «Золотое правило нравственности» как необходимого условия в выстраивании межличностных отношений
Задачи:
Личностные:
Развивать этические чувства как результата морального поведения,
знакомить с моральными нормами, с ориентацией на их выполнение
учить давать нравственно-этическую  оценку личным поступкам и
поступкам других людей.
Метапредметные:
Формировать умение высказывать суждения, учить осуществлять
поиск и обработку информации.
Предметные:
Знакомство  с  золотым  правилом  нравственности,  понимание  его
значения  в  выстраивании  конструктивных отношений  в семье и
обществе;  формирование  первоначальных  представлений   о
христианской  этике;  учить оценивать поступок  а  не  человека,
совершившего его
Ключевые понятия: «золотое правило этики», неосуждение
Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация,  карточки
 «Как ты хочешь, чтобы к тебе относились другие люди?»

Ход урока

Выявление восприятия,  мотивация
         1.Работа с пословицами и поговорками.
На доске - ряд русских народных пословиц  о человеческих взаимоотношениях (слайд № 2)
·        Сам себя губит, кто других не любит.
·        В ком правды нет, в том и добра мало.
·        Доброе дело – великое счастье.
·        Дерево дорого плодами, а человек делами.
- Прочитайте внимательно эти пословицы и подумайте, что у них общего.
- Попробуйте сформулировать свое определение «этики» и «этикета». Одно из значений слова «этика» система норм нравственного поведения человека. «Этикет» установленный порядок поведения где-либо (например, школьный этикет, дипломатический этикет). (слайд № 3)
- Людей во все времена волновал вопрос о том, как сделать так, чтобы жизнь людей друг с другом была радостной, счастливой. Давайте поразмышляем и постараемся придумать правило, которое бы сделало жизнь людей друг с другом радостней.
(слайд №4.1 ) Выскажите гипотезу: каково же «золотое правило этики»?

Для того, чтобы другие люди нас    любили, прощали, не осуждали, помогали нам ....  нужно, чтобы мы сами   любили, прощали, не осуждали, помогали им. (слайд №4.2 )
- Это правило есть в Евангелие. И это главное правило человеческих отношений.
— Сегодня на уроке мы и будем говорить о христианской этике, а точнее о главном правиле человеческих отношений, которое православные христиане называют золотым.

Работа над новым материалом.
1. Работа с текстом учебника.
Выборочное чтение.
Прочитайте 1-4 абзац в  учебнике на  стр. 4. Найдите  в тексте ответы, подтверждающие или опровергающие нашу гипотезу.
-Как звучит это правило в устах Иисуса Христа?
-Как можно сказать по-другому?
2. Беседа.
А чего бы вы хотели  и не хотели для себя? (слайд №5 )
Я хотел(а)  бы, чтобы…
Меня любили, обижали, дразнили, прощали, осуждали, не осуждали, понимали, ненавидели, доверяли, били, обзывали, сплетничали, помогали
- Ребята, как выдумаете, это правило касается только православных  христиан?
- Значит, этого правила  должны придерживаться все люди планеты независимо от того,  представителями  какой религиозной или светской культуры они являются.
3. Работа с картиной. (слайд №6)
- Кто изображен на этой картине?
- Как называется эта картина?
- Найдите здесь Христа. Почему вы так считаете?  
- Найдите здесь грешницу. Почему вы так считаете?  
- Что здесь происходит?  
- Женщину ведут на суд. Вокруг Христа множество народа. Почему?  
- Были в Иудее строгие правила. И по закону того времени ее могут побить    камнями до смерти.  Как вы думаете, много камней полетит в нее?
- Она это понимает?  
- Какие чувства она испытывает?
- Что произойдет, если изобразить следующий момент? Побьют или не побьют?
Чтение учителем : «Христос не стал призывать людей нарушить закон. Он просто сказал: «Пусть первый камень бросит из вас, кто сам не согрешил».
- Как вы думаете, сколько камней полетело?
Чтение учителем: «Люди задумались, каждый вспомнил что-то свое. И все тихо разошлись». В нее не полетел ни один камень…

4. Исследовательская работа с текстом учебника.
Чтение слов Христа из Евангелия (учебник стр. 47 рубрика «Это интересно»)
- Как вы понимаете слова Христа?
-  Как вы понимаете крылатое высказывание о бревне в собственном глазу и сучке в глазу ближнего?
Объясните выражения:
·   «Сучок в глазе брата твоего»
·  «Бревно в твоём глазе»
- Кто такой лицемер?
- Что, по-вашему, значит быть  милосердным?
5. Работа с понятием «неосуждение».
- Прочитайте текст. Прокомментируйте поведение старца, взявшего дырявую корзину. (слайд №7)
В египетском монастыре, где жил старец Моисей, один из монахов выпил вина. Монахи попросили Моисея сделать строгий выговор виновнику. Моисей помолчал. Потом взял дырявую корзину, наполнил ее песком, повесил корзину за спину и пошел. Песок же через щели сыпался за его спиной. Недоумевающим монахам старец ответил: это грехи мои сыплются сзади меня, но я не вижу их, потому что иду судить чужие грехи.
- Как вы понимаете «неосуждение»? Сравните с тем, что написано в учебнике.
- Так как же избежать осуждения человека?
- Как развести (разделить, постараться увидеть) сам дурной поступок и человека, не смешав плохое с тем лучшим, что обязательно есть в человеке? Приведи примеры такого отношения твоих родителей, учителя, собственного отношения к людям.

Закрепление изученного.
Подумай и ответь.
Дети получают карточки, на которых должны закончить  предложения:

Как ты хочешь, чтобы к тебе относились другие люди?
1. В беседах и спорах _____не перебивали, давали высказаться ___________
2.. При встрече _____________________________________________________
3. За глаза _________________________________________________________
4. В трудной ситуации _______________________________________________
5. В болезни _______________________________________________________
6. В играх _________________________________________________________
7. Когда я ошибаюсь ________________________________________________
8. Когда у меня что-то получается _____________________________________
9. Чтобы мои товарищи ______________________________________________
10. Чтобы _________________________________________________________

- Внимательно прочитай свои записи и руководствуйся ими при общении с другими людьми. (слайд №8)

Подведение итога урока.
— Как увидеть в «другом» ближнего, брата и не унизиться до сплетни?
— Какие мысли сегодня были для вас новыми? Удивили вас? Заставили задуматься?
—Что  бы вы хотели рассказать своим родным из того, что обсуждали сегодня на уроке?

 


Разработка урока составлена на основе:
1.     Методической разработки  урока  Ливаевой Ольги Юрьевны (учителя МБОУ Ставровской  средней общеобразовательной школы Собинского района Владимирской области)
3.     Методического обеспечения экспериментальных уроков по Основам православной культуры для 4-5 классов                              
4.     Сценария урока ОРКСЭ (модуль "ОПК")№ 13 в 4 классе. Овсянниковой Людмилы Николаевны                                     
     http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2014/01/04/stsenariy-uroka-orkse-modul-osnovy-pravoslavnoy

Комментариев нет:

Отправить комментарий